Сайт "Взаимная юридическая помощь"

Краткое руководство по регистрации юридических лиц

Виды юридических лиц

Существует довольно много разновидностей юридических лиц, которые в просторечии называются "фирмами" и "предприятиями", но наиболее удобными для ведения бизнеса являются акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Акционерные общества, в свою очередь, делятся на закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО).

Разница между ними заключается в том, что акции ЗАО распределяются между его учредителями или другого определенного заранее круга лиц, а ОАО может предлагать акции любому, кто захочет их приобрести.

Кроме того, если акционер ЗАО захочет продать свои акции не другому акционеру, а постороннему лицу, то другие акционеры имеют право преимущественной покупки, т.е. они могут купить их по той цене, по которой они продаются на сторону.

Что же касается ЗАО и ООО, то основное различие между ними заключается в том, что участник ООО может в любое время выйти из общества и потребовать, чтобы ему выплатили действительную стоимость его доли, а акционер ЗАО может требовать выкупа своих акций только в редких случаях, которые указанны в законе.

Чтобы детально ознакомиться с тем, как наше законодательство регулирует деятельность АО и ООО, вы можете посмотреть ФЗ "Об акционерных обществах" и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Что лучше регистрировать?

Как правило, в форме ОАО создаются организации, которые намерены вести крупный бизнес и привлекать инвестиции со стороны.

Что же касается мелкого и среднего бизнеса, то там наиболее популярными формами является ООО, поскольку при регистрации акционерного общества вам, кроме регистрации самого АО, еще придется регистрировать выпуск его акций в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Поскольку процедура эта сложная и длительная, вы вряд ли сможете сделать это самостоятельно, следовательно, ваши расходы на регистрацию фирмы существенно возрастут.

Поэтому оптимальным вариантом, как по срокам, так и по финансовым вложениям является общество с ограниченной ответственностью.

Какие документы нужно представить на регистрацию?

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, в налоговую инспекцию, на территории которого оно будет находиться, необходимо подать следующие документы.

1. Заявление по форме, установленной Правительством РФ. Подпись одного из учредителей под ним должна быть удостоверена нотариально. Обратите внимание на то, что неправильное заполнение этой формы может привести к отказу в регистрации.

2. Квитанцию об оплате государственной пошлины, которая составляет 2000 рублей. Узнать реквизиты для ее уплаты вы можете в налоговой инспекции.

3. Решение о  создании юридического лица. Если учредителей несколько, то обычно оно оформляется в форме протокола собрания учредителей, а если учредитель один, то в виде решения.

4. Оригиналы учредительных документов. Если ООО или АО состоит из двух и более участников, то такими документами являются устав и учредительный договор, а если в них имеется один участник, то только устав. Если вы хотите иметь у себя оригиналы учредительных документов, заверенные штампом налоговой инспекции, то на регистрацию их нужно сдать в двух экземплярах.

5. Если среди учредителей имеется иностранное юридическое лицо, то нужно представить выписку из торгового реестра той страны, где оно зарегистрировано или другой документ, подтверждающий его статус.

По закону налоговая инспекция не имеет права требовать другие документы, но некоторые из них изобретают собственные правила регистрации, и в этом случае вам нужно решить, будете ли вы выполнять незаконные требования или подадите жалобу в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Каким будет ваше юридическое лицо?

Прежде, чем приступить к регистрации предприятия, как самостоятельно, так и с помощью специалистов, нужно решить для себя следующие вопросы.

1. Как оно будет называться, будет ли у него сокращенное наименование в т.ч. на иностранных языках. Налоговая инспекция не проводит проверку наименований юридических лиц на повторяемость, но если вы используете наименование уже существующей организации, то оно может потребовать в судебном порядке прекратить его использование и возместить ему причиненные убытки.

2. Каков будет размер уставного капитала, т.е. того имущества (в т.ч. денег) которое учредители должны будут передать новой организации (для ООО и ЗАО минимальный уставный капитал составляет в настоящее время 10 000 рублей, а для ОАО 100 000 рублей). Как будут распределяться доли в уставном капитале между учредителями.

3. Какими органами будет управляться новая организация, будет ли в ней совет директоров и коллегиальный исполнительный орган (например, правление), кто будет назначен директором (генеральным директором) и главным бухгалтером.

4. По какому адресу она будет находиться.

Этапы регистрации

1. Прежде всего, вы должны определиться с тем кругом вопросов, которые нужно решить до начала регистрации.

2. Затем нужно подготовить учредительные документы, решение о создании юридического лица, заполнить заявление о регистрации и удостоверить подпись заявителя у нотариуса.

3. Если вы регистрируете ООО, то до подачи документов в налоговую инспекцию, нужно будет открыть в банке т.н. накопительный счет, на который внести не менее 50% уставного капитала, указанного в ваших учредительных документах.

3. После этого вы сдаете документы в налоговую инспекцию, которая должна принять решение о регистрации или об отказе в ней в течение пяти дней, однако этот срок соблюдается не всегда.

4. А теперь приятная новость. Если раньше после регистрации нужно было самостоятельно вставать на учет в налоговую инспекцию (в ту же самую, только в другое окно), пенсионный фонд, а также в фонды социального и медицинского страхования, то сегодня за вас это сделает сама налоговая инспекция.

5. Затем нужно изготовить печать фирмы, обратившись в организацию, которая занимается такой деятельностью.

6. После этого с печатью, оригиналами учредительных документов, свидетельства о регистрации и решением о создании юридического лица нужно обратиться к нотариусу, чтобы заверить подписи ответственных лиц вашей организации под банковской карточкой. Вместо нотариуса удостоверить подписи на карточке может работник банка.

7. Наконец со всеми имеющимися документами вы обращаетесь в выбранный вами банк, который открывает предприятию расчетный счет, и вы можете приступить к работе.

Отказ в регистрации и ответственность за ложные сведения

Закон предусматривает только два основания для отказа в регистрации юридического лица.

1. Если в налоговую инспекцию представлены не все документы.

2. Если документы представлены не в ту налоговую инспекцию, которая имеет право проводить регистрацию, т.е. не по месту нахождения юридического лица.

Отсюда следует, что налоговая инспекция не имеет права проверять соответствие учредительных документов и порядка создания организации действующему законодательству.

Означает ли это, что в соблюдении закона нет никакой необходимости? Конечно же, нет, поскольку гражданин, подписавший заявление о регистрации, несет уголовную ответственность за предоставление регистрирующему органу заведомо ложных сведений (ст. 171 УК РФ). И это является еще одним доводом в пользу того, что готовить учредительные документы должен специалист.

Если состава преступления в действиях заявителя найти не удастся, то он может понести административную ответственность по ст. 14.25 КоАП РФ.

Наконец, налоговая инспекция может обратиться в суд с иском о ликвидации юридического лица, которое было создано с грубыми и неустранимыми нарушениями закона.


Rambler's Top100